Меню

Рубрики

Почему в иудаизме есть дискриминация по отношению к неевреям?

Вопрос

Почему в иудаизме есть дискриминация по отношению к неевреям?

Почему есть заповеди, которые касаются именно евреев? Так, к примеру, запрещено одалживать другому еврею деньги в рост, а нееврею нет запрета одалживать в рост. Это же дискриминация!

Ответ

То, что Вам это мешает, показывает, что Вы исходите из предположения, что все законы Торы предельно справедливы. И Вы правы. Все законы Торы абсолютно справедливы, ведь Г-сподь, который их дал, справедлив и прям во всех Его путях. И так свидетельствует сама Тора (Дварим, 32, 4): «Твердыня, совершенно Его деяние, ибо все пути Его правосудны; Б-г верный, и нет кривды, праведен и прям Он».

Теперь перейдем к ответу на Ваш вопрос.

Определение слова «дискриминация»

Почему в иудаизме есть дискриминация по отношению к неевреям1

Для того чтобы на него ответить, постараюсь дать прежде определение понятия «дискриминация». Думаю, что правильно определить это понятие можно так: ущемление прав того или иного человека по признакам расы, национальности, социального положения и т.п.

Равенство перед Творцом

Почему в иудаизме есть дискриминация по отношению к неевреям2

Один из главных принципов иудаизма – равенство всех людей перед Творцом. Если человек шел по верному пути и делал добрые дела, он получит за это чудесную награду с Небес, а если он грешил, получит наказание за свои поступки. И об этом сказано (Дварим, 10, 17-18): «Б-г великий, могучий и грозный, который не лицеприятствует и не берет мзды. Он вершит суд сироты и вдовы и любит пришельца».

В иудаизме права всех людей равны – Тора обязывает с предельной осторожностью относиться к жизни и имуществу всех людей, как евреев, так и неевреев. Подробней об этом читайте статью «Что сказано в Талмуде про неевреев?» Тора требует относиться к неевреям и их имуществу гораздо более скрупулёзно, нежели относятся сами неевреи (даже самые порядочные) друг к другу.

Примеров, которые демонстрируют вышеприведенный принцип, миллионы. Ограничусь двумя.

Первый пример
Недавно мой знакомый рассказал мне, что как-то он запоздал на представление в одном из московских театров. Когда он пришел, кассы были уже закрыты, и сторож сказал ему: «можете заплатить мне за вход». Так он и сделал, считая изначально, что сторож делает все по закону, и, только когда сторож ввел его через черный ход, он понял, что сторож эти деньги попросту «прикарманил».

После этого моего знакомого все время тревожила мысль: быть может, это считается воровством с его стороны, ведь выходит, что он посмотрел представление, не заплатив, и ему следует отдать деньги хозяину театра. Когда он вернулся в Израиль, он спросил своего раввина, что делать. Тот сказал, что он должен оплатить хозяину театра стоимость билета. И, если нет другой возможности, он должен полететь обратно в Москву, чтобы вернуть эти деньги.

Второй пример

Талмуд в трактате Хулин (94а) запрещает подарить нееврею некошерное мясо, не поставив его в известность, что мясо некошерное. Причина в следующем: нееврей будет думать, что тот дал ему ценное для него мясо, и будет оказывать ему соответственные знаки почета, а в действительности у мяса не было никакой ценности для еврея. Выходит, что еврей как бы своровал почет.

Заповеди, которые касаются только евреев

Почему в иудаизме есть дискриминация по отношению к неевреям3 Почему же, если так, существуют заповеди, которые евреи обязаны делать только по отношению к другим евреям?

Тут мы переходим к важному принципу Торы, который основывается на глубоком понимании его духовных нужд. Можно утверждать следующее: по Торе, человек, который одинаково относится ко всем людям – одинаково их любит, одинаково им помогает – грешит. Поскольку человек создан так, что он не может распыляться, то, если он будет стараться любить всех людей одинаково и помогать всем людям в той же мере, он в конечном счете не будет любить никого и не будет помогать никому.

Тора требует от нас прежде всего любить самых близких нам людей, потом соседей и жителей своего города, потом свой народ, а только потом и все человечество. И об этом сказал пророк Йешаяѓу (58, 7): «раздай голодным хлеб твой и бедняков скитающихся приведи домой, когда увидишь нагого, одень его, и от родственника твоего не скрывай глаза», т.е., несмотря на то что еврей должен заботиться о благополучии всех людей, он прежде всего должен не закрывать глаза на финансовое положение его родственников. Так, обязан человек любить и почитать свою жену больше всех других людей. И так пишет Рамбам (Законы семейной жизни, 15, 19): «И так заповедовали нам наши мудрецы, чтобы почитал свою жену больше, чем самого себя, и любил ее, как самого себя».

И еще сказали наши мудрецы (Бава Мециа 71 а): «Бедные твоего города имеют приоритет (в разделении цдаки) перед жителями другого города».

Поскольку так, у человека есть особенные обязанности и заповеди по отношению к своей жене и детям, есть особенные обязанности и заповеди по отношению к жителям его города и есть – по отношению к его народу. И в этом нет ни только никакой дискриминации и ущемления чьих-то прав, но, наоборот, это является чудесным средством, которое помогает каждому человеку получить милосердное отношение от окружающих его и близких к нему людей.

Задайте вопрос, это быстро и просто!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.